10 апреля 2021 в 6:08

Что такое сайдчейнинг и зачем нужна динамическая обработка звука

 

Развитие цифровых технологий неизбежно оказывает влияние на все сферы деятельности человечества, в том числе и на сферу творческую. Немалому влиянию подвержены при этом музыкальная и киноиндустрия, как очень технологичные по своей сути.

Если говорить о музыке, то многие цифровые технологии в недавнем прошлом очень сильно поменяли подходы в её создании и буквально породили отдельные направления, приёмы из которых тут же были заимствованы всей индустрией развлечений.

Наряду с прочими технологиями звукозаписи появился и стал широко применяться на практике так называемый «сайдчейнинг», без которого теперь сложно представить себе любой современный трек из множества направлений музыки, которые Вы могли услышать в клубах, на концертах или слушая радио онлайн.

Сайдчейнинг (переводится с англ. side-chain — боковая цепь) — это практический подход в управлении какими-либо параметрами используемого канала или устройства с помощью другого канала, устройства или сигнала. Обычно это означает сайдчейн-компрессию, когда один конкретный звук с помощью модуляции управляет компрессией одного или нескольких звуков из других потоков.

 

Сайдчейнинг и динамическая обработка звука

Своим появлением и дальнейшим распространением классический сайдчейнинг обязан канадско-американскому звукорежиссеру-первопроходцу и режиссеру звукозаписи Дугласу Ширеру (1899-1971 гг.), сыгравшему главную роль в развитии звуковых технологий для кинофильмов первой половины двадцатого века.

Именно в то время динамическая обработка звука становится ключевым вызовом для каждого звукоинженера, связанного с кинопроцессом или звукозаписывающей студией. Главным образом специалисты стремились за счёт компрессии звука решить проблему стабилизации самого нестабильного и «капризного» источника звука – человеческого голоса.

 

Дуглас Ширер (1899-1971 гг.)
Дуглас Ширер (1899-1971 гг.)

 

Дело в том, что в то время актёр или исполнитель при записи обязан был соблюдать одинаковое расстояние от микрофона и всегда следить за громкостью своей речи, и это само по себе противоречило эмоциональному исполнению в живой манере. Проблема также усугублялась широким звуковым диапазоном у различных исполнителей и в целом шумной окружающей обстановкой.

Все эти факторы в совокупности могли испортить запись, проводимую с участием даже самых лучших артистов того времени и их команды. В эпоху отсутствия специальных компьютерных приложений, стабилизация звука представляла собой довольно сложную техническую задачу.

 

Появление технологии сайдчейнинга

Ответом стала технология сайдчейна, которая обретает популярность с начала 1930 годов, когда звукоинженер Дуглас Ширер пытается найти способ преодолеть так называемые «сибилянты» — шипящие и свистящие звуки в записанных диалогах к первым художественным фильмам.

К появлению сайдчейнинга привела идея звукоинженера использовать компрессор с «боковой» (side) сигнальной цепочкой (chain) (отличной от главного сигнала).

Указанная цепочка регулировалась отдельным эквалайзером, что позволило оставить входящий сигнал без изменений. При этом получившийся «диэссер» (de-esser) давал бы реакцию только на свистящие и шипящие призвуки.

Как несложно догадаться, сейчас сайдчейн также активно используется в работе музыкальных диджеев для автоматического подавления уровня громкости музыки при разговоре. Поэтому именно на указанном примере непрофессионалу проще всего понять принцип работы сайдчейн-компрессии.

Он заключается в том, что сигнал с микрофона музыканта поступает на боковую цепь сайдчейн-компрессора, чтобы каждый раз, когда диджей будет говорить, компрессор понижал уровень громкости музыки, проходящей через устройство. В конкретно описываемом случае именно голос диджея станет управляющим сигналом.

Естественно, область применения вышеописанного подхода значительно шире и с момента появления сайдчейнинга в первой половине двадцатого века он активно применяется при разносторонней обработке звука в музыкальной и киноиндустрии, а также на радио по сей день.