Современные компании чаще всего построены на сложном взаимодействии целого комплекса бизнес-процессов, от нормальной работы которого зависит эффективность всего бизнеса в целом. Чтобы оптимизировать работу конкретной компании или организации необходимо использовать передовые подходы управления бизнесом и заниматься анализом существующих внутри процессов. Именно поэтому любому собственнику важно понимать, зачем нужна аналитика бизнес-процессов и какие основные задачи она решает.
Что такое аналитика бизнес-процессов
Современная бизнес-аналитика – это в первую очередь изучение данных, направленное на последующую комплексную оптимизацию протекающих внутри компании бизнес-процессов с целью увеличения прибыли и повышения эффективности её работы.
Аналитический процесс опирается на изучение основных показателей бизнеса с целью выявления существующих проблем, влияющих на развитие компании и определение возможных точек потенциального роста. Как показывает практика, таких точек всегда много, ведь даже на работу хорошо организованного бизнеса со временем влияет множество отрицательных как внешних, так и внутренних факторов, которые заранее предвидеть нельзя.
И если внутренние факторы относительно легко прогнозировать, то, к примеру, нестабильность отношений на конкретном рынке производимой продукции или частые изменения в нормативном регулировании со стороны государства предвидеть достаточно сложно.
Стоит также отметить, что аналитику бизнес-процессов не стоит путать с бизнес-анализом, который изучает работу компании в широком смысле с описанием стратегий развития бизнеса во взаимодействии с внешней конкурентной средой. Основная цель, с которой производится бизнес-анализ – это разработка и применение на практике изменений в компании для достижения поставленных целей оптимальным путём.
В свою очередь, бизнес-аналитика ведётся с целью обеспечения принятых решений и ожидаемых изменений надёжными, объективными и актуальными данными.
Основные задачи аналитики бизнес-процессов
Ниже представлены три ключевые задачи, которые ставит перед собой бизнес-аналитика:
- Получение актуальных данных о работе бизнеса в цифровом представлении;
- Обработка и приведение к структурному виду полученной информации для удобства дальнейшего анализа;
- Анализ подготовленных данных с поиском негативных и положительных закономерностей в деятельности бизнеса с моделированием его развития в различных условиях.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что аналитика бизнес-процессов является важной составной частью бизнес-анализа, и занимается в первую очередь сбором и структурированием необходимых данных.
Бизнес‑аналитика является первым и без преувеличения самым необходимым этапом эффективного внедрения и последующего управления организационными изменениями.
Какому бизнесу необходима комплексная бизнес-аналитика
В целом, как современный подход к ведению среднего и крупного бизнеса она будет полезна практически любой компании, которая стремится находить и внедрять правильные управленческие подходы.
Однако всегда можно привести пример бизнеса, которому просто не выжить на современном рынке без ведения серьёзной аналитической работы.
К примеру, крупной компании занимающейся производством линейки сезонной продукции в нескольких сегментах потребительского спроса, где аналитики должны выдавать бизнесу рекомендации по оптимизации процессов, опираясь не только на ожидаемые сезонные факторы, влияющие на продажи, но и на постоянные изменения в конкурентной среде.
Если в качестве примера взять компанию, бизнес которой лежит в финансовой или IT сфере, то о пользе аналитики существующих внутри таких компаний бизнес-процессов можно и не говорить. Так как, даже на российском рынке, бизнесов в указанных сферах, где не применялись бы соответствующие аналитические подходы, практически не осталось. Это является обязательной практикой для выживания на рынке.