Целью продажи компании является получение прибыли или экономия расходов на убыточный бизнес. Чтобы рассчитать объективную цену для предпродажного предложения, можно провести независимый или собственный аудит. Перечень направлений проверок зависит от сферы деятельности, состава активов, структуры обязательств, других факторов. На заключения, отчеты или иных документы можно ссылаться при проведении переговоров с покупателем.
Зачем нужен свой аудит до продажи компании
Собственники ООО могут переоценивать рыночную стоимость своего предприятия или отдельных активов. Это может привести к необоснованному завышению цены и потере выгодных предложений со стороны покупателей, проблемам при проведении переговоров. Точно рассчитать стоимость фирмы может специалист-оценщик. Итоги его проверок будут изложены в официальном отчете или заключении.
Также учредители или руководство ООО могут провести собственный аудит. Кроме получения вводных данных для расчета цены, результаты проверок позволят:
- определить перечень материальных, неимущественных активов, которые будут переданы вместе с предприятием;
- оценить риски привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до купли-продажи;
- рассчитать суммы обязательных платежей, которые нужно сделать до перевода прав на новых собственников.
Также до смены учредителей может приниматься решение о распределении прибыли за предыдущие периоды, о возмещении убытков. Сведения для расчета по таким выплатам также можно получить в ходе собственного или стороннего аудита.
Направления проверок и аудита
Комплекс показателей, влияющих на рыночную стоимость для продажи, может существенно отличаться для разных компаний. В перечень общих (стандартных) направлений проверок, аудита входит:
- состав, реальное состояние основных средств, материальных ценностей и активов;
- наличие объектов интеллектуальной собственности;
- показатели выручки, дохода и убытков от деятельности за разные периоды времени (например, за предыдущий год);
- структура и размер текущих, просроченных и будущих обязательств;
- состав расходов на персонал, производство, обязательные платежи в бюджет;
- размер, структура кредиторской задолженности.
Так как данные по выручке (доходам, убыткам) могут меняться в разные периоды, можно рассчитать усредненные показатели. Информация об оборотах компании может быть подтвержден отчетностью, договорами, выписками о движении средств, другими способами.
К субъективным факторам, которые могут повлиять на продажную стоимость ООО, может относиться длительность работы на рынке, наличие действующих разрешений и лицензий, суммарный объем текущих контрактов.
Итоги собственного аудита можно оформить в разных документах – актах, заключенияч, ведомостях, отчетах. После этого можно выставить свое ООО на продажу по той цене, которая будет соответствовать реальному положению дел. На основании материалов аудита и проверок можно обосновать ценовое предложение при взаимодействии с покупателем, в переговорах с участием обеих сторон.